В системе физического обучения и воспитания применяется комплекс средств, который состоит из следующих видов:
· движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима;
· гигиенические факторы;
· оздоровительные силы природы;
· технические средства (тренажеры и тренировочные устройства).
Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического обучения и воспитания. Они наиболее полно удовлетворяют природную потребность ребенка в двигательной активности, обеспечивают разностороннее развитие личности. В основе физических упражнений лежат различные формы двигательной деятельности, складывающейся из отдельных произвольных движений.
Физические упражнения отличаются друг от друга, как по содержанию, так и по форме. К содержанию относятся действия, входящие в физические упражнения, а также процессы (психические, физиологические, биохимические, биологические и др.), которые развертываются в организме по ходу выполнения упражнения и определяют его воздействие на обучающихся.
Гигиенические факторы включают общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения, площадки и т. д. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм обучающегося.
При использовании природных факторов (воздух, вода) в системе физического воспитания детей необходимо убедиться в их экологичности. Положительный результат дает только экологически чистая природа.
Тренажеры и тренировочные устройства обеспечивают выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия.
Помимо этого, используются общепедагогические средства обучения, которые включают правильное и понятное изложение теоретических основ по дисциплинам реализуемых образовательных программ, а также занятия, которые проходят с применением мультимедиа, просмотров обучающих видео, объяснение каких-либо аспектов на схемах и макетах.
Все средства физического обучения и воспитания должны использоваться комплексно. Это обеспечит их разностороннее воздействие на организм обучающегося и позволит успешно решать задачи физического обучения и воспитания.