Tilda Publishing
  1. Как можно попасть на программы спортивной подготовки?
Ответы на вопросы по спортивной подготовке

Зачисление спортсменов на программы спортивной подготовки осуществляется в соответствии с Порядком приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Свердловской областью или муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области, и осуществляющие спортивную подготовку, утвержденным Постановление Правительства Свердловской области от 12.09.2013 № 1106-ПП.

В соответствии с пунктами 10, 15.1 и 24.1 статьи 2 Федерального закона
от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»:

  • программа спортивной подготовки – это программа поэтапной подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющая основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;

  • спортивная подготовка – это тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки;

  • федеральные стандарты спортивной подготовки – это совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта, разработанных и утвержденных в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта утверждены нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы для зачисления и перевода лиц, проходящих спортивную подготовку, с одного этапа спортивной подготовки на другой этап спортивной подготовки, учитывающие их возраст, пол, а также особенности вида спорта.

Программы спортивной подготовки, разработанные в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, согласно приказа Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации», реализуются в следующих организациях: спортивных школах (СШ), спортивных школах олимпийского резерва (СШОР), училищах олимпийского резерва, а также в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) (в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке) и иных организациях (юридические лица), в составе которых имеются структурные подразделения, предметом деятельности которых является реализация программ спортивной подготовки.

Соответственно, если на территории вашего муниципального образования осуществляют деятельность вышеперечисленные организации, а также при условии выполнения нормативов общей физической и специальной физической подготовки, установленных федеральными стандартами спортивной подготовки и программами спортивной подготовки по видам спорта, для зачисления на этапы спортивной подготовки, ребенок, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья к занятиям спортом, может быть принят в организацию для освоения программ спортивной подготовки по избранному виду спорта на основании результатов индивидуального отбора.

Организации самостоятельно устанавливают сроки проведения индивидуального отбора поступающих для освоения программ спортивной подготовки в соответствующем году, утверждаемые распорядительным актом.

Индивидуальный отбор заключается в выявлении у поступающих для освоения программ спортивной подготовки их физических, психологических особенностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих программ спортивной подготовки.
Для проведения индивидуального отбора организации проводят тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном организациями самостоятельно.
В систему дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности входят организации всех видов и ведомств, в том числе организации, осуществляющие спортивную подготовку.

Согласно форме 1-ФК на 1 января 2021 года 140 161 детей занимается физической культурой и спортом в 313 организациях дополнительного образования и организациях, осуществляющих спортивную подготовку.

Из 313 организаций Свердловской области спортивная подготовка и подготовка спортивного резерва осуществляется в 155 государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организациях, из них:

  • 4 Центра спортивной подготовки (ЦСП);
  • «Училище олимпийского резерва № 1 (колледж)»;
  • 57 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ);
  • 63 спортивные школы (СШ) (в том числе спортивно-адаптивна школа);
  • 25 спортивных школ олимпийского резерва (СШОР) (в том числе спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва);
  • 6 других организаций, предметом деятельности которых является реализация программ спортивной подготовки.

Общая численность спортсменов, занимающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих подготовку спортивного резерва Свердловской области, включая организации, осуществляющие спортивную подготовку по адаптивной физической культуре, составляет 115 860 человек. Численность занимающихся в государственных и муниципальных ДЮСШ, СШ и СШОР составляет 108 071 детей и подростков.

Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта, утвержденными приказами Министерства спорта Российской Федерации, определен минимальный возраст детей для зачисления в физкультурно-спортивные организации. Дети, достигшие минимального возраста, на основании требований федеральных стандартов спортивной подготовки, зачисляются в данные организации (государственные и муниципальные ДЮСШ, СШ и СШОР) на бесплатной основе в соответствии с установленными показателями муниципального (государственного) задания. Финансовое обеспечение выполнения муниципального (государственного) задания учреждения осуществляется в виде субсидий из областного или муниципального бюджетов. Самыми «молодыми» видами спорта являются: спортивная гимнастика (девочки), художественная гимнастика и фигурное катание на коньках. На данные спортивные отделения дети зачисляются с 6 лет на бесплатной основе. На другие виды спорта, согласно федеральным стандартам спортивной подготовки с 7, 8 и 9 лет, соответственно.

В настоящие время, в связи с возрастающей потребностью в двигательной активности детей более младшего возраста, а также для более качественной подготовки спортивного резерва, физкультурно-спортивные организации сверх установленных показателей муниципального (государственного) задания осуществляют платные дополнительные услуги по организации занятий физической культурой по различным видам спорта для детей, не достигших возраста для зачисления в организацию. Данный вид деятельности осуществляется при наличии в учреждении утвержденной в установленном порядке спортивно-оздоровительной (общеразвивающей) программы с элементами определенного вида спорта, расписания занятий, договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг с родителями (законными представителями), медицинского допуска к занятиям спортом и заявления о приеме ребенка в учреждение. Порядок определения указанной платы устанавливается организацией самостоятельно
и согласовывается Учредителем.

В частных организациях физкультурно-спортивной направленности (индивидуальные предприниматели, частные физкультурные и спортивные клубы, фитнес-центры и т.д.) физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги оказываются на возмездной основе.

2. Как ребёнок может заниматься спортом бесплатно?
Основными нормативными документами, регламентирующими необходимость обеспечения спортивной экипировкой и инвентарем лиц, проходящих спортивную подготовку, являются:

  • Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре
и спорте в Российской Федерации» (статья 34.3. «Права и обязанности организации, осуществляющей спортивную подготовку»);

  • приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 № 999
«Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (пункты 9 – 15 приказа);

  • приказ Министерства спорта Российской Федерации от 22.10.2021 № 812 «Об утверждении порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (в отношении спортсменов – членов сборных команд Российской Федерации) (далее – приказ № 812);
  • федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта.

В соответствии с вышеперечисленными документами (за исключением приказа № 812) организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана, в том числе, осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (подпункт 7 пункта 2 статьи 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), либо иных источников финансирования,
не запрещенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), в том числе за счет внебюджетных средств (при наличии).

Перечень и количественный состав предметов спортивной экипировки и инвентаря, выдаваемого спортсмену для прохождения спортивной подготовки, определяется администрацией физкультурно-спортивной организации по ходатайству тренеров на основании Программы спортивной подготовки, разработанной в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, в пределах имеющихся финансовых средств данной организации. Основанием для экипировки спортсменов являются приказы о зачислении в физкультурно-спортивную организацию на этапы спортивной подготовки.
3.В каком случае ребёнку бесплатно выдается форма и инвентарь для занятий?
В настоящее время в физкультурно-спортивных организациях в зависимости от их вида и ведомственной принадлежности реализуются следующие программы в области физической культуры и спорта:

  • программы спортивной подготовки (реализуются в организациях спортивной подготовки: СШ, СШОР и ДЮСШ со специально созданным структурным подразделением по спортивной подготовке);
  • дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта: дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта (реализуются в организациях дополнительного образования: ДЮСШ).

Основными нормативными документами, регламентирующими проезд лиц, проходящих спортивную подготовку, к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, являются:

  • Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (статья 34.3. «Права и обязанности организации, осуществляющей спортивную подготовку»)

  • приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (пункты 9 – 15 приказа);

  • федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта.

В соответствии с вышеперечисленными документами организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана, в том числе, обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, а также обеспечивать проезд к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (подпункт 7 пункта 2 статьи 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), в том числе за счет внебюджетных средств (при наличии).

Таким образом, если ребенок зачислен в организацию, реализующую программы спортивной подготовки (СШ, СШОР и ДЮСШ со специально созданным структурным подразделением по спортивной подготовке), то данная организация обязана обеспечить проезд спортсменов на соревнования в соответствии с Планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утвержденным программой спортивной подготовки и сформированным на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований в пределах имеющихся финансовых средств данной организации.

Основными нормативными документами, регламентирующими проезд обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно, являются:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 84 «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта»);

  • приказ Минспорта России от 15.11.2018 № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» (далее – приказ № 939).

В соответствии с пунктом 7 статьи 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, образовательной организацией (ДЮСШ) также осуществляется обеспечение проезда к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания
в период проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий, медицинское обеспечение. Организация обеспечения проезда на тренировочные, физкультурные и спортивные мероприятия осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в пределах имеющихся финансовых средств.

Одновременно, в соответствии с пунктом 12 приказа № 939 предусматривается участие обучающихся (например, в качестве участника, спортивного судьи, зрителя) только в физкультурных и спортивных мероприятиях, организатором которых являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дополнительного образования детей
и взрослых, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, органы местного самоуправления, а также участие обучающихся в иных видах практических занятий:

  • регулярное организованное посещение в качестве зрителей спортивных соревнований по виду спорта и иных спортивных мероприятий, проводимых на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в которых осуществляет образовательную деятельность организация;

  • организация возможности посещений в качестве зрителей спортивных соревнований, в том числе межрегиональных и всероссийских;

  • организация и проведение совместных мероприятий (например, конкурсов, фестивалей, соревнований, матчей) с другими организациями, в том числе с организациями, осуществляющими спортивную подготовку.

Таким образом приказом № 939 участие обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, в качестве участника официальных спортивных мероприятий не предусмотрено и, соответственно финансовое обеспечение проезда на данные соревнования за счет бюджетных средств также не предусмотрено. По решению руководителя образовательной организации и по согласованию с учредителем данной организации финансовое обеспечение выездов возможно рассмотреть
за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, внебюджетных
и спонсорских средств данной организации.

4.Почему для детей не организовываются бесплатные перевозки на соревнования?
В настоящее время в физкультурно-спортивных организациях в зависимости от их вида и ведомственной принадлежности реализуются следующие программы в области физической культуры и спорта:

  • программы спортивной подготовки (реализуются в организациях спортивной подготовки: СШ, СШОР и ДЮСШ со специально созданным структурным подразделением по спортивной подготовке);

  • дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта: дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта (реализуются в организациях дополнительного образования: ДЮСШ).

В организациях спортивной подготовки проведение тренировочных мероприятий, в том числе тренировочных сборов регламентировано программой спортивной подготовки по избранному виду спорта, разработанной в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, в которых установлен перечень тренировочных мероприятий и их продолжительность в зависимости от этапа спортивной подготовки.

При реализации программ спортивной подготовки тренировочные сборы являются составной частью тренировочного процесса и проводятся с целью обеспечения непрерывности тренировочного процесса, качественной подготовки спортсменов к спортивным соревнованиям и повышения их спортивного мастерства.

Направленность, содержание и продолжительность тренировочных сборов определяется в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом классификации тренировочных сборов, приведенной в федеральных стандартах спортивной подготовки.

Тренировочные сборы подразделяются на тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям, а также на специальные тренировочные мероприятия, в том числе по общей и/или специальной физической подготовке, тренировочные мероприятия в каникулярный период, восстановительные тренировочные мероприятия.

В организациях дополнительного образования в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обеспечения непрерывности освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными организациями или непосредственно образовательными организациями.
5.Летние лагеря, тренировочные сборы, когда и как должны проводиться?
Организация, осуществляющая спортивную подготовку (СШ, СШОР, УОР и ДЮСШ со специально созданным структурным подразделением по спортивной подготовке), в соответствии со статьей 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», обязана, в том числе, обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, а также обеспечивать проезд к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания
на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (подпункт 7 пункта 2 статьи 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), в том числе за счет внебюджетных средств (при наличии).

В организациях дополнительного образования (ДЮСШ) в соответствии с пунктом 7 статьи 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обеспечения непрерывности освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными организациями или непосредственно образовательными организациями. Организация обеспечения проезда на тренировочные, физкультурные и спортивные мероприятия осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в пределах имеющихся финансовых средств.
6.Кем оплачиваются тренировочные сборы?
Организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана, в том числе, обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, а также обеспечивать проезд к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (подпункт 7 пункта 2 статьи 34.3. Федерального закона от 04.12.2007
№ 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), в том числе за счет внебюджетных средств (при наличии).

Таким образом, в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, в рамках установленного государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке (тренировочные сборы) и выполнения работы «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку в спортивных соревнованиях (международных, всероссийских, межрегиональных, региональных и муниципальных)» предусмотрена статья расходов на участие спортсменов в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах. Командирование осуществляется в пределах имеющихся финансовых средств организации.
7.Существует ли в бюджете области и города статья расходов на проведение сборов и соревнований в спортивных школах?
Турниры между городами Свердловской области имеют статус официальных региональных (областных) спортивных соревнований. Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Свердловской области утверждается ежегодно приказом Министерства физической культуры и спорта Свердловской области. Финансовое обеспечение организации и проведения данных соревнований осуществляется Министерством физической культуры и спорта Свердловской области в лице государственного автономного учреждения Свердловской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Свердловской области». Командирование спортсменов и тренеров на официальные спортивные мероприятия осуществляется за счет командирующих организаций (ДЮСШ, СШ, СШОР, УОР).
8.Будут ли выделяться денежные средства для организации турниров между городами области?
Передача данных в общеобразовательные школы о занятости ребенка в физкультурно-спортивных организациях не регламентирована.

Поскольку речь идет о дополнительном обучении (образовании),
в большинстве случаев спортивные и общеобразовательные школы существуют независимо друг от друга.

В свою очередь, как правило общеобразовательные школы ежегодно собирают информацию о занятости ребенка во внеурочное время теми или иными видами двигательной активности и спорта, а также сведения о местах проведения и расписании данных занятий.

9.Передаются ли в общеобразовательные школы данные о том, что дети обучаются в СШОР?
Государственная поддержка спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации, в виде субсидий из федерального и регионального бюджетов оказывается организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва, ежегодно.

Данная государственная поддержка осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 и государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1332-ПП.
На финансовое обеспечение организаций спортивной подготовки начиная с 2018 года привлечены средства федерального бюджета в объеме 61 млн. 874,3 тыс. рублей, софинансирование областного бюджета составило 30 млн. 475,4 тыс. рублей.

Получатели субсидий – государственные и муниципальные спортивные организации, осуществляющие подготовку спортивного резерва по базовым олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, в том числе организации дополнительного образования детей, имеющие структурные подразделения спортивной подготовки и реализующие программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.
Субсидии предоставляются:

  • на организацию и проведение тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов);

  • на финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение спортсменов и тренеров, связанное с подготовкой и участием в официальных спортивных мероприятиях, в том числе обеспечение питанием и проживанием, обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, проживания и питания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий;

  • на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с повышением квалификации и переподготовкой специалистов в сфере физической культуры и спорта, непосредственно участвующих в подготовке спортсменов.

Субсидии предоставляются по результатам отбора муниципальных образований, проводимого Министерством физической культуры и спорта Свердловской области, по следующим критериям:

  • наличие в муниципальном образовании спортивных организаций, реализующих программы спортивной подготовки и осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и (или) Российской Федерации, и одновременно подготовивших кандидатов в спортивные сборные команды Свердловской области и (или) Российской Федерации по базовым видам спорта;

  • наличие муниципальной программы, предусматривающей перечни мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.

Необходимо отметить, что с каждым годом увеличивается количество организаций, перешедших на реализацию программ спортивной подготовки, участвующих в отборе и получающих субсидию.

Так в 2018 году получателями субсидий стали 20 организаций, в 2019 году – 45 организаций, в 2020 году – 56 организаций, в 2021 году – 73 организации.

Средства субсидии направлены на приведение данных организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, в том числе на закупку спортивного инвентаря, оборудования и спортивной экипировки, на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку в официальных спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях (в том числе тренировочных сборов), а также на содержание спортивных объектов.
10.Когда включат возможность получать субсидии на укрепление МТБ областных средств для учреждений, реализующих деятельности в области физкультуры?
Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми спортсмены обязаны предоставлять указанный сертификат.

Приказом Министерства физической культуры и спорта Свердловской области от 12.03.2021 № 74/ос «О внесении изменений в общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Свердловской области и порядок утверждения этих списков, утвержденные приказом Министерства физической культуры и спорта Свердловской области от 21.05.2020 № 143/ос утверждены критерии, на основании которых формируются списки кандидатов в спортивные сборные команды Свердловской области по видам спорта, в том числе подпунктом «б» пункта 9 установлено, что для включения в списки спортсменам и тренерам необходимо предоставить сертификат РУСАДА, удостоверяющий прохождение дистанционного обучения по курсу «Антидопинг», разработанного Российским антидопинговым агентством «РУСАДА».

Вышеперечисленные нормативные правовые акта размещены на официальном сайте государственного автономного учреждения Свердловской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Свердловской области», в разделе «Списки сборных команд».

Кроме того, в соответствии с положениями о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по различным видам спорта (далее – Положения) установлено, что участие в спортивных соревнованиях осуществляется только при наличии сертификата РУСАДА о прохождение онлайн-обучения. Данные Положения размещены на официальном сайте Министерства спорта Российской Федерации, в разделе «Спорт»/ «Государственное регулирование в сфере спорта»/«Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий»/«Положения о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях».

На основании вышеизложенного всем спортсменам – членам спортивных сборных команд Свердловской области по видам спорта и спортсменам – участникам официальных спортивных соревнований необходимо наличие сертификата РУСАДА о прохождение онлайн-обучения.
Данный сертификат выдается сроком на один календарный год.

Дополнительно информируем, что целью данного онлайн-обучения является повышение уровня осведомленности спортсменов, персонала спортсменов и иных лиц об антидопинговых правилах.

А главная задача состоит в том, чтобы информировать общественность и спортивное сообщество о ключевых положениях антидопинговых правил, формировать культуру нулевой терпимости к допингу, а также внедрять и поддерживать основанные на ценностях краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные образовательные программы, эффективно предотвращающие использование допинга в спорте.

Нарушение антидопинговых правил, это не только прием запрещенных препаратов. Правил гораздо больше. Непреднамеренное нарушение антидопинговых правил – самое распространенное. И причина – низкая осведомленность спортсменов, тренеров и родителей. Нарушения часто случаются в повседневной жизни, совершенно неумышленно. А участие в любых крупных соревнованиях – это прежде всего ответственность.

Самостоятельное прохождение онлайн-курса рекомендовано для лиц старше 12 лет. Спортсмены младшего возраста могут проходить курс под руководством родителей. Требование о прохождении данного курса является обязательным вне зависимости от возраста, так как за основу берется не возраст спортсмена, а статус соревнований, в которых спортсмен планирует принять участие в течении спортивного сезона. Работа «РУСАДА» (тестирование, контроль соблюдения антидопинговых правил) может производиться на абсолютно любые соревнования межрегионального и всероссийского уровня.

Такой меры, как отчисление спортсмена из физкультурно-спортивной организации за отсутствие сертификата РУСАДА законодательно не предусмотрено. Но прохождение данного онлайн-обучения рекомендовано всем спортсменам старше 12 лет в целях формирования установки у подрастающего поколения о недопустимости допинга как явления, не только чреватого рядом негативных последствий, несовместимого с воспитательным и оздоровительным потенциалом спорта, но и противоречащего сути спорта как такового.

Также на официальном сайте Российского антидопингового агентства «РУСАДА» можно ознакомиться с проектом «РУСАДА детям», призванным рассказать юным и начинающим спортсменам о ценностях спорта, вовлечь их в систему антидопингового образования и сформировать необходимый уровень антидопинговой грамотности.
11.На каком основании администрация учреждения, ссылаясь на требования отдела по физкультуре и спорту администрации города, требует от спортсменов предоставить сертификат по антидопингу, грозя отчислением из спортивной школы?

В настоящее время без вступительных экзаменов и испытаний в ВУЗ зачисляются победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд России, принимавшие участие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Что касается льгот спортсменам при поступлении в ВУЗы, на сегодняшний день без экзаменов в учебные заведения принимаются только чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских, а также Сурдолимпийских игр в случае поступления на те специальности и направления обучения, которые связаны с физической культурой.

12.На какие льготы может рассчитывать спортсмен после окончания спортивной школы при поступлении в ВУЗ?
Проведение тренировочных мероприятий, в том числе тренировочных сборов регламентировано программой спортивной подготовки по избранному виду спорта, разработанной в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, в которых установлен перечень тренировочных мероприятий, их продолжительность в зависимости от этапа спортивной подготовки.

При реализации программ спортивной подготовки тренировочные сборы являются составной частью тренировочного процесса и проводятся с целью обеспечения непрерывности тренировочного процесса, качественной подготовки спортсменов к спортивным соревнованиям и повышения их спортивного мастерства.

Направленность, содержание и продолжительность тренировочных сборов определяется в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом классификации тренировочных сборов, приведенной в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба», утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.03.2013 № 145.

Тренировочные сборы подразделяются на тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям, а также на специальные тренировочные мероприятия, в том числе по общей и/или специальной физической подготовке, тренировочные мероприятия в каникулярный период, восстановительные тренировочные мероприятия.
13.Будут ли у детей детские спортивные лагеря летом?
  1. Как можно попасть на программы спортивной подготовки?
Ответы на вопросы по спортивной подготовке

Зачисление спортсменов на программы спортивной подготовки осуществляется в соответствии с Порядком приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Свердловской областью или муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области, и осуществляющие спортивную подготовку, утвержденным Постановление Правительства Свердловской области от 12.09.2013 № 1106-ПП.

В соответствии с пунктами 10, 15.1 и 24.1 статьи 2 Федерального закона
от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»:

  • программа спортивной подготовки – это программа поэтапной подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющая основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;

  • спортивная подготовка – это тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки;

  • федеральные стандарты спортивной подготовки – это совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта, разработанных и утвержденных в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта утверждены нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы для зачисления и перевода лиц, проходящих спортивную подготовку, с одного этапа спортивной подготовки на другой этап спортивной подготовки, учитывающие их возраст, пол, а также особенности вида спорта.

Программы спортивной подготовки, разработанные в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, согласно приказа Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации», реализуются в следующих организациях: спортивных школах (СШ), спортивных школах олимпийского резерва (СШОР), училищах олимпийского резерва, а также в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) (в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке) и иных организациях (юридические лица), в составе которых имеются структурные подразделения, предметом деятельности которых является реализация программ спортивной подготовки.

Соответственно, если на территории вашего муниципального образования осуществляют деятельность вышеперечисленные организации, а также при условии выполнения нормативов общей физической и специальной физической подготовки, установленных федеральными стандартами спортивной подготовки и программами спортивной подготовки по видам спорта, для зачисления на этапы спортивной подготовки, ребенок, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья к занятиям спортом, может быть принят в организацию для освоения программ спортивной подготовки по избранному виду спорта на основании результатов индивидуального отбора.

Организации самостоятельно устанавливают сроки проведения индивидуального отбора поступающих для освоения программ спортивной подготовки в соответствующем году, утверждаемые распорядительным актом.

Индивидуальный отбор заключается в выявлении у поступающих для освоения программ спортивной подготовки их физических, психологических особенностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих программ спортивной подготовки.

Для проведения индивидуального отбора организации проводят тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном организациями самостоятельно.
В систему дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности входят организации всех видов и ведомств, в том числе организации, осуществляющие спортивную подготовку.

Согласно форме 1-ФК на 1 января 2021 года 140 161 детей занимается физической культурой и спортом в 313 организациях дополнительного образования и организациях, осуществляющих спортивную подготовку.

Из 313 организаций Свердловской области спортивная подготовка и подготовка спортивного резерва осуществляется в 155 государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организациях, из них:

  • 4 Центра спортивной подготовки (ЦСП);
  • «Училище олимпийского резерва № 1 (колледж)»;
  • 57 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ);
  • 63 спортивные школы (СШ) (в том числе спортивно-адаптивна школа);
  • 25 спортивных школ олимпийского резерва (СШОР) (в том числе спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва);
  • 6 других организаций, предметом деятельности которых является реализация программ спортивной подготовки.

Общая численность спортсменов, занимающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих подготовку спортивного резерва Свердловской области, включая организации, осуществляющие спортивную подготовку по адаптивной физической культуре, составляет 115 860 человек. Численность занимающихся в государственных и муниципальных ДЮСШ, СШ и СШОР составляет 108 071 детей и подростков.

Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта, утвержденными приказами Министерства спорта Российской Федерации, определен минимальный возраст детей для зачисления в физкультурно-спортивные организации. Дети, достигшие минимального возраста, на основании требований федеральных стандартов спортивной подготовки, зачисляются в данные организации (государственные и муниципальные ДЮСШ, СШ и СШОР) на бесплатной основе в соответствии с установленными показателями муниципального (государственного) задания. Финансовое обеспечение выполнения муниципального (государственного) задания учреждения осуществляется в виде субсидий из областного или муниципального бюджетов. Самыми «молодыми» видами спорта являются: спортивная гимнастика (девочки), художественная гимнастика и фигурное катание на коньках. На данные спортивные отделения дети зачисляются с 6 лет на бесплатной основе. На другие виды спорта, согласно федеральным стандартам спортивной подготовки с 7, 8 и 9 лет, соответственно.

В настоящие время, в связи с возрастающей потребностью в двигательной активности детей более младшего возраста, а также для более качественной подготовки спортивного резерва, физкультурно-спортивные организации сверх установленных показателей муниципального (государственного) задания осуществляют платные дополнительные услуги по организации занятий физической культурой по различным видам спорта для детей, не достигших возраста для зачисления в организацию. Данный вид деятельности осуществляется при наличии в учреждении утвержденной в установленном порядке спортивно-оздоровительной (общеразвивающей) программы с элементами определенного вида спорта, расписания занятий, договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг с родителями (законными представителями), медицинского допуска к занятиям спортом и заявления о приеме ребенка в учреждение. Порядок определения указанной платы устанавливается организацией самостоятельно
и согласовывается Учредителем.

В частных организациях физкультурно-спортивной направленности (индивидуальные предприниматели, частные физкультурные и спортивные клубы, фитнес-центры и т.д.) физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги оказываются на возмездной основе.

2. Как ребёнок может заниматься спортом бесплатно?
Основными нормативными документами, регламентирующими необходимость обеспечения спортивной экипировкой и инвентарем лиц, проходящих спортивную подготовку, являются:

  • Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре
и спорте в Российской Федерации» (статья 34.3. «Права и обязанности организации, осуществляющей спортивную подготовку»);

  • приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 № 999
«Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (пункты 9 – 15 приказа);

  • приказ Министерства спорта Российской Федерации от 22.10.2021 № 812 «Об утверждении порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (в отношении спортсменов – членов сборных команд Российской Федерации) (далее – приказ № 812);
  • федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта.

В соответствии с вышеперечисленными документами (за исключением приказа № 812) организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана, в том числе, осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (подпункт 7 пункта 2 статьи 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), либо иных источников финансирования,
не запрещенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), в том числе за счет внебюджетных средств (при наличии).

Перечень и количественный состав предметов спортивной экипировки и инвентаря, выдаваемого спортсмену для прохождения спортивной подготовки, определяется администрацией физкультурно-спортивной организации по ходатайству тренеров на основании Программы спортивной подготовки, разработанной в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, в пределах имеющихся финансовых средств данной организации. Основанием для экипировки спортсменов являются приказы о зачислении в физкультурно-спортивную организацию на этапы спортивной подготовки.
3.В каком случае ребёнку бесплатно выдается форма и инвентарь для занятий?
В настоящее время в физкультурно-спортивных организациях в зависимости от их вида и ведомственной принадлежности реализуются следующие программы в области физической культуры и спорта:

  • программы спортивной подготовки (реализуются в организациях спортивной подготовки: СШ, СШОР и ДЮСШ со специально созданным структурным подразделением по спортивной подготовке);
  • дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта: дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта (реализуются в организациях дополнительного образования: ДЮСШ).

Основными нормативными документами, регламентирующими проезд лиц, проходящих спортивную подготовку, к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, являются:

  • Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (статья 34.3. «Права и обязанности организации, осуществляющей спортивную подготовку»)

  • приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (пункты 9 – 15 приказа);

  • федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта.

В соответствии с вышеперечисленными документами организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана, в том числе, обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, а также обеспечивать проезд к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (подпункт 7 пункта 2 статьи 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), в том числе за счет внебюджетных средств (при наличии).

Таким образом, если ребенок зачислен в организацию, реализующую программы спортивной подготовки (СШ, СШОР и ДЮСШ со специально созданным структурным подразделением по спортивной подготовке), то данная организация обязана обеспечить проезд спортсменов на соревнования в соответствии с Планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утвержденным программой спортивной подготовки и сформированным на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований в пределах имеющихся финансовых средств данной организации.

Основными нормативными документами, регламентирующими проезд обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно, являются:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 84 «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта»);

  • приказ Минспорта России от 15.11.2018 № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» (далее – приказ № 939).

В соответствии с пунктом 7 статьи 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, образовательной организацией (ДЮСШ) также осуществляется обеспечение проезда к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания
в период проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий, медицинское обеспечение. Организация обеспечения проезда на тренировочные, физкультурные и спортивные мероприятия осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в пределах имеющихся финансовых средств.

Одновременно, в соответствии с пунктом 12 приказа № 939 предусматривается участие обучающихся (например, в качестве участника, спортивного судьи, зрителя) только в физкультурных и спортивных мероприятиях, организатором которых являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дополнительного образования детей
и взрослых, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, органы местного самоуправления, а также участие обучающихся в иных видах практических занятий:

  • регулярное организованное посещение в качестве зрителей спортивных соревнований по виду спорта и иных спортивных мероприятий, проводимых на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в которых осуществляет образовательную деятельность организация;

  • организация возможности посещений в качестве зрителей спортивных соревнований, в том числе межрегиональных и всероссийских;

  • организация и проведение совместных мероприятий (например, конкурсов, фестивалей, соревнований, матчей) с другими организациями, в том числе с организациями, осуществляющими спортивную подготовку.

Таким образом приказом № 939 участие обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, в качестве участника официальных спортивных мероприятий не предусмотрено и, соответственно финансовое обеспечение проезда на данные соревнования за счет бюджетных средств также не предусмотрено. По решению руководителя образовательной организации и по согласованию с учредителем данной организации финансовое обеспечение выездов возможно рассмотреть
за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, внебюджетных
и спонсорских средств данной организации.

4.Почему для детей не организовываются бесплатные перевозки на соревнования?
В настоящее время в физкультурно-спортивных организациях в зависимости от их вида и ведомственной принадлежности реализуются следующие программы в области физической культуры и спорта:

  • программы спортивной подготовки (реализуются в организациях спортивной подготовки: СШ, СШОР и ДЮСШ со специально созданным структурным подразделением по спортивной подготовке);

  • дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта: дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта (реализуются в организациях дополнительного образования: ДЮСШ).

В организациях спортивной подготовки проведение тренировочных мероприятий, в том числе тренировочных сборов регламентировано программой спортивной подготовки по избранному виду спорта, разработанной в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, в которых установлен перечень тренировочных мероприятий и их продолжительность в зависимости от этапа спортивной подготовки.

При реализации программ спортивной подготовки тренировочные сборы являются составной частью тренировочного процесса и проводятся с целью обеспечения непрерывности тренировочного процесса, качественной подготовки спортсменов к спортивным соревнованиям и повышения их спортивного мастерства.

Направленность, содержание и продолжительность тренировочных сборов определяется в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом классификации тренировочных сборов, приведенной в федеральных стандартах спортивной подготовки.

Тренировочные сборы подразделяются на тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям, а также на специальные тренировочные мероприятия, в том числе по общей и/или специальной физической подготовке, тренировочные мероприятия в каникулярный период, восстановительные тренировочные мероприятия.

В организациях дополнительного образования в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обеспечения непрерывности освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными организациями или непосредственно образовательными организациями.
5.Летние лагеря, тренировочные сборы, когда и как должны проводиться?
Организация, осуществляющая спортивную подготовку (СШ, СШОР, УОР и ДЮСШ со специально созданным структурным подразделением по спортивной подготовке), в соответствии со статьей 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», обязана, в том числе, обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, а также обеспечивать проезд к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (подпункт 7 пункта 2 статьи 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), в том числе за счет внебюджетных средств (при наличии).

В организациях дополнительного образования (ДЮСШ) в соответствии с пунктом 7 статьи 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обеспечения непрерывности освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными организациями или непосредственно образовательными организациями. Организация обеспечения проезда на тренировочные, физкультурные и спортивные мероприятия осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в пределах имеющихся финансовых средств.
6.Кем оплачиваются тренировочные сборы?
Организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана, в том числе, обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, а также обеспечивать проезд к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (подпункт 7 пункта 2 статьи 34.3. Федерального закона от 04.12.2007
№ 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), в том числе за счет внебюджетных средств (при наличии).

Таким образом, в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, в рамках установленного государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке (тренировочные сборы) и выполнения работы «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку в спортивных соревнованиях (международных, всероссийских, межрегиональных, региональных и муниципальных)» предусмотрена статья расходов на участие спортсменов в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах. Командирование осуществляется в пределах имеющихся финансовых средств организации.
7.Существует ли в бюджете области и города статья расходов на проведение сборов и соревнований в спортивных школах?
Турниры между городами Свердловской области имеют статус официальных региональных (областных) спортивных соревнований. Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Свердловской области утверждается ежегодно приказом Министерства физической культуры и спорта Свердловской области. Финансовое обеспечение организации и проведения данных соревнований осуществляется Министерством физической культуры и спорта Свердловской области в лице государственного автономного учреждения Свердловской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Свердловской области». Командирование спортсменов и тренеров на официальные спортивные мероприятия осуществляется за счет командирующих организаций (ДЮСШ, СШ, СШОР, УОР).
8.Будут ли выделяться денежные средства для организации турниров между городами области?
Передача данных в общеобразовательные школы о занятости ребенка в физкультурно-спортивных организациях не регламентирована.

Поскольку речь идет о дополнительном обучении (образовании),
в большинстве случаев спортивные и общеобразовательные школы существуют независимо друг от друга.

В свою очередь, как правило общеобразовательные школы ежегодно собирают информацию о занятости ребенка во внеурочное время теми или иными видами двигательной активности и спорта, а также сведения о местах проведения и расписании данных занятий.

9.Передаются ли в общеобразовательные школы данные о том, что дети обучаются в СШОР?
Государственная поддержка спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации, в виде субсидий из федерального и регионального бюджетов оказывается организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва, ежегодно.

Данная государственная поддержка осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 и государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1332-ПП.
На финансовое обеспечение организаций спортивной подготовки начиная с 2018 года привлечены средства федерального бюджета в объеме 61 млн. 874,3 тыс. рублей, софинансирование областного бюджета составило 30 млн. 475,4 тыс. рублей.

Получатели субсидий – государственные и муниципальные спортивные организации, осуществляющие подготовку спортивного резерва по базовым олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, в том числе организации дополнительного образования детей, имеющие структурные подразделения спортивной подготовки и реализующие программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.
Субсидии предоставляются:

  • на организацию и проведение тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов);

  • на финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение спортсменов и тренеров, связанное с подготовкой и участием в официальных спортивных мероприятиях, в том числе обеспечение питанием и проживанием, обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий и обратно, проживания и питания в период проведения тренировочных мероприятий (в том числе тренировочных сборов) и спортивных мероприятий;

  • на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с повышением квалификации и переподготовкой специалистов в сфере физической культуры и спорта, непосредственно участвующих в подготовке спортсменов.

Субсидии предоставляются по результатам отбора муниципальных образований, проводимого Министерством физической культуры и спорта Свердловской области, по следующим критериям:

  • наличие в муниципальном образовании спортивных организаций, реализующих программы спортивной подготовки и осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и (или) Российской Федерации, и одновременно подготовивших кандидатов в спортивные сборные команды Свердловской области и (или) Российской Федерации по базовым видам спорта;

  • наличие муниципальной программы, предусматривающей перечни мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.

Необходимо отметить, что с каждым годом увеличивается количество организаций, перешедших на реализацию программ спортивной подготовки, участвующих в отборе и получающих субсидию.

Так в 2018 году получателями субсидий стали 20 организаций, в 2019 году – 45 организаций, в 2020 году – 56 организаций, в 2021 году – 73 организации.

Средства субсидии направлены на приведение данных организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, в том числе на закупку спортивного инвентаря, оборудования и спортивной экипировки, на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку в официальных спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях (в том числе тренировочных сборов), а также на содержание спортивных объектов.
10.Когда включат возможность получать субсидии на укрепление МТБ областных средств для учреждений, реализующих деятельности в области физкультуры?
Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми спортсмены обязаны предоставлять указанный сертификат.

Приказом Министерства физической культуры и спорта Свердловской области от 12.03.2021 № 74/ос «О внесении изменений в общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Свердловской области и порядок утверждения этих списков, утвержденные приказом Министерства физической культуры и спорта Свердловской области от 21.05.2020 № 143/ос утверждены критерии, на основании которых формируются списки кандидатов в спортивные сборные команды Свердловской области по видам спорта, в том числе подпунктом «б» пункта 9 установлено, что для включения в списки спортсменам и тренерам необходимо предоставить сертификат РУСАДА, удостоверяющий прохождение дистанционного обучения по курсу «Антидопинг», разработанного Российским антидопинговым агентством «РУСАДА».

Вышеперечисленные нормативные правовые акта размещены на официальном сайте государственного автономного учреждения Свердловской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Свердловской области», в разделе «Списки сборных команд».

Кроме того, в соответствии с положениями о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по различным видам спорта (далее – Положения) установлено, что участие в спортивных соревнованиях осуществляется только при наличии сертификата РУСАДА о прохождение онлайн-обучения. Данные Положения размещены на официальном сайте Министерства спорта Российской Федерации, в разделе «Спорт»/ «Государственное регулирование в сфере спорта»/«Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий»/«Положения о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях».

На основании вышеизложенного всем спортсменам – членам спортивных сборных команд Свердловской области по видам спорта и спортсменам – участникам официальных спортивных соревнований необходимо наличие сертификата РУСАДА о прохождение онлайн-обучения.
Данный сертификат выдается сроком на один календарный год.

Дополнительно информируем, что целью данного онлайн-обучения является повышение уровня осведомленности спортсменов, персонала спортсменов и иных лиц об антидопинговых правилах.

А главная задача состоит в том, чтобы информировать общественность и спортивное сообщество о ключевых положениях антидопинговых правил, формировать культуру нулевой терпимости к допингу, а также внедрять и поддерживать основанные на ценностях краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные образовательные программы, эффективно предотвращающие использование допинга в спорте.

Нарушение антидопинговых правил, это не только прием запрещенных препаратов. Правил гораздо больше. Непреднамеренное нарушение антидопинговых правил – самое распространенное. И причина – низкая осведомленность спортсменов, тренеров и родителей. Нарушения часто случаются в повседневной жизни, совершенно неумышленно. А участие в любых крупных соревнованиях – это прежде всего ответственность.

Самостоятельное прохождение онлайн-курса рекомендовано для лиц старше 12 лет. Спортсмены младшего возраста могут проходить курс под руководством родителей. Требование о прохождении данного курса является обязательным вне зависимости от возраста, так как за основу берется не возраст спортсмена, а статус соревнований, в которых спортсмен планирует принять участие в течении спортивного сезона. Работа «РУСАДА» (тестирование, контроль соблюдения антидопинговых правил) может производиться на абсолютно любые соревнования межрегионального и всероссийского уровня.

Такой меры, как отчисление спортсмена из физкультурно-спортивной организации за отсутствие сертификата РУСАДА законодательно не предусмотрено. Но прохождение данного онлайн-обучения рекомендовано всем спортсменам старше 12 лет в целях формирования установки у подрастающего поколения о недопустимости допинга как явления, не только чреватого рядом негативных последствий, несовместимого с воспитательным и оздоровительным потенциалом спорта, но и противоречащего сути спорта как такового.

Также на официальном сайте Российского антидопингового агентства «РУСАДА» можно ознакомиться с проектом «РУСАДА детям», призванным рассказать юным и начинающим спортсменам о ценностях спорта, вовлечь их в систему антидопингового образования и сформировать необходимый уровень антидопинговой грамотности.
11.На каком основании администрация учреждения, ссылаясь на требования отдела по физкультуре и спорту администрации города, требует от спортсменов предоставить сертификат по антидопингу, грозя отчислением из спортивной школы?

В настоящее время без вступительных экзаменов и испытаний в ВУЗ зачисляются победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд России, принимавшие участие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Что касается льгот спортсменам при поступлении в ВУЗы, на сегодняшний день без экзаменов в учебные заведения принимаются только чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских, а также Сурдолимпийских игр в случае поступления на те специальности и направления обучения, которые связаны с физической культурой.

12.На какие льготы может рассчитывать спортсмен после окончания спортивной школы при поступлении в ВУЗ?
Проведение тренировочных мероприятий, в том числе тренировочных сборов регламентировано программой спортивной подготовки по избранному виду спорта, разработанной в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, в которых установлен перечень тренировочных мероприятий, их продолжительность в зависимости от этапа спортивной подготовки.

При реализации программ спортивной подготовки тренировочные сборы являются составной частью тренировочного процесса и проводятся с целью обеспечения непрерывности тренировочного процесса, качественной подготовки спортсменов к спортивным соревнованиям и повышения их спортивного мастерства.

Направленность, содержание и продолжительность тренировочных сборов определяется в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом классификации тренировочных сборов, приведенной в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба», утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.03.2013 № 145.

Тренировочные сборы подразделяются на тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям, а также на специальные тренировочные мероприятия, в том числе по общей и/или специальной физической подготовке, тренировочные мероприятия в каникулярный период, восстановительные тренировочные мероприятия.
13.Будут ли у детей детские спортивные лагеря летом?